Новости

« Назад

Виртуальная жизнь очень опасна!

Немецкий журнал. Интерью Анастасии Булгаковой. Обложка.  Анастасия Булгакова – известный российский психолог с 17-летним стажем, который специализируется в области работы с психоэмоциональными состояниями, психологии межличностных отношений, личной эффективности в социальной и частной жизни. Эксперт программ российских телеканалов: «Первый канал», «Россия 1», «Москва-24», «Спас», «Москва Доверие», «Рен-ТВ», «ТВ Центр»,  «НТВ». Наш корреспондент попросил Анастасию рассказать о проблемах, которые возникают в подростковом периоде.

— Анастасия, с какими проблемами обычно сталкиваются родители, когда их дети достигают подросткового периода?

— С подростковыми проблемами столкнётся абсолютно каждый, потому что это связано с физиологией организма человека: за это отвечают определённые гормоны. Подростковый возраст наступает сейчас немного раньше – в 11 лет у девочек, когда у них начинается менструальный цикл, а у мальчиков – немного позже и длится до 15-ти лет. Что же происходит? Ребёнок выходит из своего детского состояния и он готов устанавливать собственные правила, а не те, которые навязывают родители, создавать свой круг общения независимо от того, нравится ли он его родителям. У подростка есть своё понимание, каким должен быть мир: современный, с соответствующими словами, музыкой и т.д. И что же он видит? С одной стороны – родителя, который перестал быть современным, а только указывает, что нужно делать и куда идти, но подросток не видит в родителе друга, собеседника. Сейчас многие родители нацелены на выплату своих кредитов и ипотек и вялотекуще лежат на диване или занимаются глажкой и стиркой. Понятно, что родителям уже не интересен этот мир, но ребёнок начинает его заново познавать, ему нужен друг, который ему объяснит, в чём заключаются особенности современной музыки, будет с ним круто танцевать, ходить по определённым интересным местам, потому что у подростков включается жажда познания мира. И здесь происходит первое столкновение родителей и подростков, потому что детям не интересна стоимость квартплаты и цена продуктов в супермаркете. С другой стороны, педагогическая система устроена так, что учителя в школах нацелены на показатели, но совершенно забывают о том, что они должны становиться авторитетом и другом для подростка, но стать авторитетом без личного развития (как родителю, так и педагогу) невозможно! Личное развитие должно быть не только в профессии (это касается педагогов и родителей), но и во всех направлениях: интеллектуальных, музыкальных и т.д. В этом плане мы – взрослые должны вести себя, как подростки, а они в нас не видят авторитетов, поэтому зачастую являются абсолютно инфернальными (демонический, адский, дьявольский. Прим. автора) людьми. Это могут быть какие-то наркоманские тусовки, террористические организации и т.д. Подростку необходим «поводырь», он ищет сильного человека и лидера. В советское время в школах работали молодые преподаватели, которые были на одной «волне» с подростками, они могли влюбить своих учеников в свой предмет, и у них было с учениками дополнительное внеклассное общение (кружки и т.д.). Таким образом, они становились авторитетами и спасали детей от всякой разгульной жизни и разных преступных организаций, куда, в общем-то, стремятся дети, потому что там, как им кажется, есть романтика. Переходный возраст – это возраст «бури и натиска» за счёт выброса гормонов. Головной мозг человека увеличивается в размере до восьми лет, а с 8-ми до 24-х он продолжает формироваться, т.е. запускаются функции головного мозга. В подростковом возрасте прифронтальная кора головного мозга отвечает за критичность поведения, но она ещё не сформирована. Например, что будет, если ты не сдашь экзамен или что будет, если ты не будешь знать какой-то школьный предмет и будешь тупым и т.д. Подростки ещё не способны так мыслить, и мы должны это понимать, но функции головного мозга, отвечающие за эмоции, уже сформированы, поэтому у подростков часто бывают перепады настроения: то – люблю, то – ненавижу. В связи с этим происходят истерики, и из уст вполне приличного юноши в сторону родителей и учителей извергаются грубые и резкие фразы, потому что подростки ещё не могут собой управлять. Это – основная причина переходного возраста: подростки вспыльчивы, как спички, они не умеют критично мыслить, у них на уме только одно «хочу», а не «надо» и «можно». Подростки думают, что они уже физически сформировались, поэтому они могут вступить во взрослую жизнь, которую они ассоциируют с нецензурной бранью и выпивкой. Они считают, что взрослая жизнь – это, когда ты идёшь, куда хочешь и делаешь то, что тебе вздумается!.

— Как можно с этим бороться?

С подростками нужно выстраивать диалог, и где-то даже закрывать глаза и уши на некоторые фразы, чтобы не вызывать конфликт. Это и есть выход во взрослую жизнь, но подростки не понимают, что у взрослого человека есть какие-то обязанности, уход за собой и своим пространством. Существует  период, когда подросток должен научиться самообеспечению, т.е. зарабатывать деньги на карманные расходы. Можно раздавать флаеры или работать в «Макдональдсе», и только таким образом подросток учится ценить труд родителей, поэтому у него по-другому будет формироваться отношение к деньгам и к себе, и он правильно войдёт во взрослую жизнь. Так мы убиваем несколько зайцев: убираем ребёнка с улицы, настраиваем его на позитивный лад и на формирование себя как взрослого человека. Если же родитель упускает этот момент, и этот здоровый «лоб» только в 25 лет в первый раз выходит на работу, то это уже – совсем другая психология и философия, которая приводит к сломанной жизни.

— Насколько опасна интернет-зависимость подростков, ведь они долшое время проводят во «всемирной паутине»?

— В современном мире нельзя полностью оградить подростка от виртуальной жизни, потому что в Интернете они общаются, так что это – необходимость. Другой вопрос, что ребёнок начинает этим увлекаться и погружается в эту систему. Почему так происходит? Многие родители сами это стимулируют, не зная, что делать с подростком и о чём с ним говорить. У них нет желания тратить время, чтобы стать ребёнку другом и вникнуть в его проблемы, поэтому родители с самого детского возраста суют ему какой-то гаджет, чтоб они сидел и играл. Если это длится несколько лет, то очень глупо думать, что подросток в 14-15 лет попросит забрать у него этот гаджет. Естественно, такого не произойдёт, а мама и папа сделают всё для того, чтобы ребёнок к этому привык. Кстати, по статистике, во всём мире 55% подарков, которые люди дарят, именно гаджеты, из них 35% — смартфоны и айфоны, а 20% – ноутбуки и планшеты. Если подросток начинает увлекаться виртуальной жизнью, значит, у него не всё в порядке с реальной жизнью.  С одной стороны, родители занимаются своими делами, говорят ребёнку: «Отстань!» и никуда не пускают, например, поиграть во дворе, и он не записан в спортивные секции, но родители в качестве профилактики должны его туда записать, даже без желания ребёнка – ещё до начала подросткового возраста. Если мы заранее будем приучать ребёнка к спорту, он будет кататься на велосипеде и гулять и вести активную социальную жизнь, то, естественно, подросток будет проводить меньше времени в социальных сетях и играть в разные гаджеты. Виртуальная жизнь очень опасна, потому что в скором времени появится управляемая бездушная армия клонов, у которых будут вставлены чипы, и ими можно будет управлять через компьютер. Фактически, сегодняшние игроманы завтра смогут управлять армией убийц. Ещё это опасно тем, что пока у подростков не сформирован головной мозг и психика, то в один прекрасный момент границы виртуальной и реальной жизни абсолютно стираются, и если подросток регулярно видит убийц, ведь мальчишки, в основном, играют в «стрелялки», то завтра для него ничего не будет стоить выстрелить в настоящего человека. Это для подростка будет совершенно нормально. Есть ещё игры, когда можно создать виртуальную семью, но тогда подросток абсолютно лишается навыка нормального человеческого общения с живым человеком. После этого у него начинается социофобия, поэтому он становится социопатом – человеком, который боится общества и людей,  и изгоем общества, начиная обижаться на окружающих: все они – враги, которые меня не понимают. А завтра он может взять в руки оружие и расстрелять людей просто по принципу ненависти и непринятия. Это всё должны корректировать родители, и если они не понимают всей опасности данной проблемы, то возникает вопрос: способны ли они вообще быть родителями?

Беседовал Евгений Кудряц

 

Ссылка на материал: http://kudryats.wordpress.com/2018/09/20/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%82%D1%83/